Василий Иванович Чуйков (1900-1982)

Родился в селе Серебряные Пруды (ныне Московская область) в семье крестьянина. В 12 лет вместе со старшими братьями перебрался в Петербург на заработки. Ученик, затем слесарь в шорной мастерской. После Февральской революции 1917 г. добровольно поступил на флот юнгой отряда минеров в Кронштадте. В 1918 г. вступил в Красную Армию, поступил курсантом в Московские военно-инструкторские курсы РККА. Участвовал в подавлении лево-эсеровского мятежа в Москве.

В начале Гражданской войны служил сначала помощником командира роты, затем командиром. В 1919 г. стал командиром полка, воевал на Восточном и Западном фронтах. Четыре раза был ранен, за героизм дважды награжден орденом Красного знамени.  В 1922-1925 гг. проходил обучение в Военной Академии им. М.В. Фрунзе. В 1927 г. окончил восточный факультет Академии, после чего в качестве военного советника был направлен в Китай.«По роду своей деятельности я много ездил по стране. Мне довелось побывать в районах Пекина, Тяньцзиня, в провинции Сычуань, я исколесил почти весь Северный и Южный Китай, научился довольно бегло говорить по-китайски», - вспоминал впоследствии Иван Васильевич. После начала развития советско-китайского конфликта вокруг КВЖД Чуйков вернулся в СССР. «В августе 1929 г. я и мои товарищи прибыли во Владивосток. По поручению штаба Особой Дальневосточной армии нас тут же направили в Хабаровск, где формировалась Особая Дальневосточная армия. К тому времени на советско-китайской границе создалась тревожная обстановка, назревал вооруженный конфликт…» Чуйков был назначен начальником отдела штаба Особой Краснознаменной Дальневосточной армии В.К. Блюхера, принявшей участие в вооруженном конфликте с Китаем в 1929 г.

В 1932 г. назначен начальником Курсов усовершенствования начсостава по разведке. В 1936 г. окончил академические курсы при Военной академии механизации и моторизации РККА. Затем служил командиром механизированной бригады, командиром 5-го стрелкового корпуса. В 1938 г. получил назначение командующего Бобруйской армейской группы в Белорусском военном округе, утвержден членом Военного совета при народном комиссаре обороны СССР. Участвовал в походе в Западную Белоруссию, возглавляя 4-ю армию. Во время советско-финской войны командовал 9-й армией в Северной Карелии.

В декабре 1940 - апреле 1942 гг. находился в должности военного атташе в Китае при главнокомандующем китайской армией Чан Кайши. В это время китайская армия вела войну против агрессии Японии, захватившей Маньчжурию и ряд других районов Китая. «В мою задачу входила не только помощь китайскому командованию в управлении войсками, мне предстояло научить их применять современное оружие в свете новейших тактических требований. Мало того, в мою задачу как военного атташе и главного военного советника входило сдерживание воинственных устремлений Чан Кайши против коммунистических армий и партизанских районов, которые контролировались китайскими коммунистами,… чтобы он мобилизовал все силы нации на отпор агрессору, - вспоминал Иван Васильевич в своих мемуарах, - Моя официальная резиденция главного военного советника Чан Кайши находилась рядом с кабинетами военного министра, начальника разведки и начальника оперативного управления китайского генштаба. В интересах дела я стремился наладить с ними нормальные деловые взаимоотношения. Сверяя и перепроверяя поступающие ко мне сведения, я и мои сотрудники имели достаточно полные данные о главных замыслах китайского руководства и, исходя из складывающейся обстановки, вносили свои предложения и рекомендации».

В.И. Чуйкову благодаря высоким качествам разведчика и военного дипломата удалось оказать серьезную советническую помощь китайским войскам, в 1941 г., отбившим атаки японцев на всех фронтах. «Я хотел вернуться на Родину и влиться в борьбу моего народа с гитлеровским нашествием, - вспоминал В.И. Чуйков о начале Великой Отечественной войны и стремительном продвижении вермахта вглубь советской территории. - В донесениях в Центр я намеками ставил вопрос, что мы, советские военные советники в Китае, лишены возможности проявить свою активность. Наконец я получил короткую телеграмму, которой меня отзывали в Москву для доклада. Из нее я понял, что в Китай больше не вернусь… Я рвался на фронт, чтобы поскорее начать сражаться с нашим главным врагом - фашистской Германией. Вскоре я получил назначение командующим Первой резервной армией, которая дислоцировалась в районе Тулы и Рязани. В начале июля 1942 г. с этой армией я выступил на фронт и сразу попал в самое пекло войны - под Сталинград…»